БАРНТРИП 2024:
велопутешествие
по Калининградской области
Путеводитель от арт-пространства Барн
Привет! Меня зовут Паша. Я живу в Москве, но очень люблю Калининград и его область. В конце мая прошлого года я организовал велопутешествие в поддержку нового калининградского арт-пространства Барн. Миссия Барна – объединять людей и сообщества, побудить их на совместные творческие проекты в родном крае и других городах России.

Это путешествие объединило и сплотило 9 человек, а во время подготовки мы получили множество рекомендаций от местных жителей. В этом отчёте-путеводителе я хочу показать, что Калининградская область – это не только отдых у моря, но и прекрасное место для велопутешествия с комфортными дорогами и разнообразным ландшафтом. Надеюсь, этот путеводитель привлечёт внимание велосипедистов со всей России, а арт-пространство Барн станет местом, в котором они смогут получить советы, отдохнуть и завершить свой путь.

Мы будем рады любой поддержке проекта Барн: поделитесь этим путеводителем, подпишитесь на Барн в Instagram и Telegram, просто напишите нам, если воспользовались рекомендациями или хотите заехать в гости. Барн стоит на территории бывшей немецкой катушечной фабрики между районом Амалиенау и портом. Адрес: Каштановая аллея, 1а.

Основная информация о велопутешествии
  • 45 000 ₽
    Бюджет 10-дневного путешествия, включая билеты на поезд, самолёт, проживание, еду (цены – май 2024 г.).
  • 10 дней
    Идеальная продолжительность путешествия (включая день отъезда на поезде из Москвы), наши даты: 12-21 мая 2024 г.
  • 590 км
    Общее расстояние за 7 дней пути.
  • Средняя сложность
    Но при должной подготовке справится и новичок. Основная сложность – продолжительность заездов и погода. Рельеф практически без перепадов.
  • Любой тип велосипеда
    Но на гравийном вы получите максимум комфорта.
  • Основные точки
    Виштынецкое озеро, Краснолесье, Гусев, Советск, Полесск, Куршская коса, Зеленоградск, Пионерский, Светлогорск, Янтарный, Балтийск, Калининград.

Полезные советы
  • Поезд
    Для комфортного провоза велосипедов выкупите места рядом из расчёта одно место на два велосипеда (не боковые). Купе не подойдёт, только плацкарт, на третью полку поместится 2-3 велосипеда. Для проезда на поезде нужен загранпаспорт.
  • Одежда
    Погода в Калининградской области непредсказуемая, часто дуют ветра. Обязательно возьмите ветровку-дождевик, перчатки с длинными пальцами и термобельё.
  • Очки
    Лучше всего подойдут очки со сменными линзами или фотохромные. Солнце часто сменяется тучами, и ехать по некоторым участках в тёмных очках некомфортно, тем более вечером. Ехать без очков, как и без шлема, нельзя.
  • Еда
    Во всех столовых, кафе и ресторанах Калининградской области вкусная еда. Смело заходите даже в самое невзрачное заведение. По пути всегда найдётся супермаркет или просто сельский магазин с водой и перекусом.
  • Оплата
    Почти везде принимают карты, но в паре мест нас попросили оплатить наличными или переводом. Также гостевые дома принимают оплату в основном переводом на карту.
  • Безопасность
    Обязательно возьмите в поездку велозамки. Нам хватило 2 замка на 4 велосипеда. Также рекомендую взять отпугиватель для собак. Нам собаки не попадались, но это возможно.

What We Do
Our goal is to make clients happy and help them get what they want
Барнтрип 2023
Черняховск – Полесск – Зеленоградск – Балтийск – Калининград – Железнодорожный – Калининград
Барнтрип 2024
Краснолесь – Прочее

Начало
Как и в прошлом году, в Калининградскую область мы решили ехать на поезде. Ещё раз отмечу плюсы:
1) велосипед не надо разбирать, достаточно снять переднее колесо и убрать в чехол;
2) к приезду на вашу станцию вы уже наденете форму, подготовите сумки и всё необходимое, чтобы сразу отправиться в путь;
3) романтика поездов.

Напомню и о минусах. Основной: в поездах до Калининграда нет багажных купе, поэтому велосипеды перевозим на третьей полке плацкарта и нижних местах. Сами поезда новые, комфортные, тяжеловато только высоким. До места нашего старта, посёлка Чернышевское, который находит прямо на границе с Литвой, поезд "Янтарь" из Москвы едет 17 часов.

Также не забываем, что билет оформляется на загранпаспорт, и посольство Литвы должно выдать разрешение на транзит (УПД-ЖД). Если оформляете билет онлайн, то нужно сделать всего пару манипуляций. Об этом читайте тут.

1 день: Чернышевское – Виштынецкое озеро (52 км)
В Чернышевское мы прибыли в 12:40 по местному времени. Вышли прямо на границе. Снимать на территории станции нельзя, а на выходе проверяют пограничники.

Совет: отправьте чехлы от велосипедов из посёлка Чернышевское в Калининград самому себе одной большой коробкой через Почту России. У этого отделения выходной по понедельникам и воскресеньям. Мы приехали в воскресенье, поэтому отправить отсюда чехлы не получилось.

Сразу после почты мы увидели кирху Эйдткунена – одну из самых красивых кирх региона. Обязательно нужно подъехать и зайти внутрь руин, но только очень осторожно. Рядом с кирхой – единственное в посёлке кафе, но при этом со вкусной едой.

Далее по практически пустой автомобильной дороге мы двинулись к посёлку Бабушкино через Нестеров. Там нас ждал Дуб Кутузова. Затем мы поехали обратно в Нестерова. Посмотрели стены Немецкой тюрьмы и Нестеровскую водонапорную башню.

Там же мы зашли в Пятёрочку и купили себе еду на ужин и завтрак, так как турбаза в это время только начинала работу и кроме охранника, отдавшего нам ключи от номеров, там никого не было.

По пути на турбазу мы остановились в посёлке Невское, посмотрели Церковь Архангела Михаила, а напротив неё – заброшенное советское здание, напоминающее дом культуры.

Чуть позже мы въехали на территорию национального парка "Виштынецкий", и это сразу же ощущается: хоть мы и едем по хорошей асфальтированной дороге, лес рядом абсолютно дикий. Из машин в том районе мы встретили пару местных жителей и лесничего.

На Виштынецком озере плохо ловит мобильная связь, поэтому проверьте геолокацию вашей турбазы заранее, их там несколько. Со второй попытки мы нашли нашу турбазу, заселились и остаток вечера наслаждались дикой по нашим меркам природой.

Велосипеды пристегнули к лестнице нашего корпуса.

Обед в посёлке Чернышевское: кафе "Гостевой двор"
Ужин на озере Виштынец: продукты из магазина
Ночёвка на озере Виштынец: турбаза "Виштынец"
Маршрут в Strava

2 день: Виштынецкое озеро – Гусев (72 км)
Утром мы сделали зарядку на берегу озера, поели быстрозавариваемую кашу и двинулись в путь. Карты показывали разные маршруты до нашей следующей точки. Мы же, выехав на автодорогу от нашей турбазы, поехали прямиком в лес по закрытой шлагбаумом земляной дороге. Чистейший, невероятно красивый лес с болотами, маршрутами для прогулок, но всё дикое, в это время людей здесь вообще нет. Особенно понравились и удивили скоростные спуски на дорогах кайзера Вильгельма II. Местами там лежит песок, поэтому некоторые участки довольно сложные. Накатавшись в Красном лесу мы добрались Железнодорожного арочного моста, посмотрели достопримечательности посёлка Краснолесье и шикарно пообедали в "Точке". Далее поехали в Гусев, по дороге поймав одиноко стоящие Ворота имения Перкаллен.

Гусев – пятый по величине город области, очень красивый, поэтому его обязательно нужно объехать весь на велосипеде, так посмотрите всё. Из неочевидного – посетите дизайн-резиденцию Gumbinnen. Вряд ли у вас будут силы на какое-то мероприятие, но там можно купить сувениры от местных мастеров и выпить хороший кофе.

Велосипеды оставили при входе, внутри гостиницы.

Завтрак на о. Виштынец: продукты из магазина
Обед в посёлке Краснолесье: гостевой дом "Точка"
Ужин в Гусеве: кафе "Терияки"
Ночёвка в Гусеве: гостиница "Глория"
Маршрут в Strava

3 день: Гусев – Советск (84 км)
Путь до Советска – практически прямой и с минимальным количеством машин (особенность этой части области). Не доезжая посёлка Ульяново открывается шикарный вид – распсовые поля и аллея деревьев вдоль дороги. Фототочка примрено тут. Далее мы встретили Кирху Краупишкена и позже – Кирху Шиллена.

По дороге не будет кафе, поэтому пообедать придётся продуктами из магазина. Рекомендую мясные чипсы деликатесы от местного мясокомбината "Альмак", они продаются в большинстве магазинов.

Добравшись до Советска, первым делом мы заехали в пивоварню "Тильзиткроне". Купили в фирменном магазине пиво и устроили рядом небольшой привал, на набережной с видом на Литву. Город мы, конечно же, тоже полностью проехали на велосипеде, а позже погуляли по центральным улицам.

В гостинице мы оставили велосипеды у запасного выхода, внутри.

Завтрак в Гусеве: гостиница "Глория"
Обед: магазины по дороге
Ужин в Советске: кафе "Трактир"
Ночёвка в Советске: гостиница "Россия"
Маршрут в Strava

4 день: Советск – Полесск (87 км)
Из Советска мы направились в Славск, где увидели Кирху Хайнрихсвальде и революционное панно. Наша следующая цель – посёлок Гастеллово и Школа Гросс Фридрихсдорфа, в своё время носившая имя Адольфа Гитлера. На данный момент одно крыло школы занимает Почта России, другое – библиотека, но основная часть здания законсервирована волонтёрами.

Более-менее нормально можно пообеждать уже только в Большаково, мы выбрали невзрачную кафешку с чебуреками и мясные деликатесы соседнего мясокомбината. Всё на одном пяточке.

Далее по дороге в Полесск мы встретили Кирху Меляукена. Красивая, ухоженная, там даже проводился фестиваль классической музыки. Далее заехали в Замок Лаукен, который с 1947 года служит в качестве школы. У него интересная история, обязательно прочитайте на стенде.

В самом Полесске обязательно нужно посмотреть Замок Лабиау, Пивоварню Бланкенштайн (не действущую) и прогуляться по Орлиному мосту.

Заселились в гостей дом "Дельта", как и в прошлом году. Прекрасные ужины и завтраки. Велосипеды стоят на закрытой территории.

Завтрак в Советске: гостиница "Россия"
Обед в Большаково: магазин мясокомбината "Залесье" и чебуречная
Ужин и ночёвка в Полесске: гостевой дом "Дельта"
Маршрут в Strava

5 день: Полесск – Зеленоградск (72 км)
После завтрака мы зарядились кофе в Coffee-Labiau и отправились к Старому маяку. Это новый музей с небольшой живописной территорией, обязательно купите билет и поднимитесь наверх. Далее по просёлочным дорогам мы выехали к Кирхе Гросс-Легиттен, а чуть позже снова свернули с основной дороги в сторону глэмпинга "Маяк" – это прекрасное место для отдыха, а в нашем случае – для обеда. После него двинулись к Западному мелиорационному каналу, который протекает посередине Добринского леса. На этой точке вы найдёте старый, почти развалившийся деревянный мост через канал. В прошлой поездке мы прямо, вдоль канала, и у нас получился другой маршрут. В этот раз решили перебраться через мост и заехать в посёлок Заливное (историческое название — Postnicken), который сейчас активно восстанавливают. Будьте очень аккуратны, переходя мост, он действительно разваливается! После моста нас ждали 500 метров крапивы и километр грязи в лесу. Если всё это вам не подходит, езжайте нашим прошлогодним маршрутрм – он спокойнее.

После Заливного мы двинулись в сторону Зеленоградска. По пути встретили Замок Шаакен и сыроварню Schaaken Dorf, где можно перекусить и купить съестные сувениры. Недалеко будет точка для наблюдения за самолётами, прямо у забора аэропорта Храброво. Обязательно посмотрите время взлёта самолётов, чтобы не торчать там впустую.

В Зеленоградск мы приехали засветло, выбрали кафе с рыбным стритфудом. К слову, напротив него стоит палатка знаменитой Чебуречной Талпаки.

В хостеле мы оставили велосипеды на первом этаже, под лестницей.

Завтрак в Полесске: гостевой дом "Дельта"
Кофе в Полесске: кофейня кофейня Coffee-Labiau
Обед: глэмпинг "Маяк"
Ужин в Зеленоградске: кафе "Рабы Агонь"
Ночёвка: хостел "Арт"
Маршрут в Strava

6 день: Зеленоградск – Куршская коса – Светлогорск (99 км)
Завтрак с хорошим кофе в Зеленоградске – это кофейня "Сейф". Немного прогулялись по набережной и двинулись на Куршскую косу. Там уже второй год активно строится велодорожка, поэтому часть пути проходит максимально комфортно. Заехали на пляж недалеко от одной из смотровых площадок, далее двинулись на обед в рыбный ресторан Fischhoff. После обеда у нас были мунтки созидания у озера Чайка, а дальше – активный путь обратно в Зеленоградск.

На косе множестве интересных мест, что-то мы посмотрели ещё в первой поездке, но лучше всего за местными достопримечательностями и природой приезжать на машине. Для велопутешествия стоит выбрать одну-две точки, например, Высоту Эфа или Высоту Мюллера.

В Зеленоградске снова подкрепились кофе в "Сейфе" и двинулись к Пионерскому по самой длинной велодорожке в России. В Пионерском мы застали открытие сезона в сёрф-станции "Рассвет", там можно поесть лапши и передохнуть под приятную музыку.

Уже к ночи мы добрались до нашего хостела в Светлогорске, велосипеды оставили в коридоре при входе.

Завтрак в Зеленоградске: кофейня "Сейф"
Обед на Куршской косе: ресторан "Fischhoff"
Ужин в Пионерском: сёрф-станция "Рассвет"
Ночёвка в Светлогорске: хостел "Дом у озера"
Маршрут в Strava

7 день: Светлогорск – Балтийск – Калининград (123 км)
В заключительный день нас ждал самый большой колиметраж, поэтому утром мы сразу собрались, позавтракали и быстро объехали город на велосипедах. Далее заехали на смотровую площадку в Отрадном и двинулись к Янтарному. Половину пути ехали по всё той же велодорожке, которая должна в итоге соединить Зеленоградск и Балтийск. Периодически она прерывается, и на середине пути до Янтарного пока что заканчивается, но работы ведутся.

В Янтарном мы немного посидели на самом большом и красивом пляже области и, возможно, страны, а далее нас ждал Балтийск и Балтийская коса. Можно было добраться по автомобильной дороге, но мы решили поехать напрямую, как показывали карты. В итоге попали на поля с пепелящим солнцем. Погода была примерно +20, но там это ощущалось на все +30.

В Балтийске мы пообедали в столовой и на пароме попали на косу. Обязательно проверьте время отправления парома туда и обратно, чтобы не потерять время в ожидании.

На косе мы в спешке объехали большинство достопримечательностей. В том числе Ржавый город – место для фестивалей, концертов и прочих творческих мероприятий. Нам он показался скорее базой местных хиппи.

Мы вернулись в Балтийск, подкрепились в кофейне Karmelitka и буквально за два часа доехали до нашей финальной точки – Барна. Мы хотели успеть попасть в Барн до закрытия выставки ЛЕС – САД, поэтому поехали напрямую, по трассе E77
Эта дорога была самой неприятной за всё путешествие: в.

Если вы никуда не спешите и не хотите соседствовать на дороге с фурами, то из Балтийска в Калининград есть альтернативный маршрут.

Вечер мы провели в Барне, поужинали в баре "Ельцин", а на сам Калининград отложили ещё сутки.

Завтрак в Светлогорске: кафе-столовая "Блинная" и кофе "Кофеман"
Обед в Балтийске: столовая без названия
Полдник в Балтийске: кофейня Karmelitka
Ужин в Калининграде: бар "Ельцин"
Ночёвка в Калининграде: хостел "Луиза"
Маршрут в Strava

Финал
Обратно в Москву мы летели самолётом. Упаковались в нашем хостеле, но если вас много и вам нужно пространство, то это можно сделать на территории Барна.

Также обязательно посмотрите расписание актуальных событий в Телеграм-канале арт-пространства. Возможно, вы попадёте на очередную выставку, концерт или садовый ужин. А если вы едете большой компанией и хотите устроить в Барне мероприятие или ужин в честь финиша, напишите об этом мне.

Второй Барнтрип состоялся, и нам осталась ещё одна поездка, чтобы закрыть почти всю территорию Калининградской области. Надеюсь, что вы также разделяете наш интерес и любовь к этому региону, и воспользуетесь путеводителем для планирования своего велопутешествия.

Если у вас есть вопросы и дополнения к нашему велопутешествию, а также запрос на организацию частного группового заезда, пожалуйста, напишите мне:

Павел Матвеев
Telegram: @pashafookin
Instagram: @pashafookin